Strict Standards: mktime() [function.mktime]: You should be using the time() function instead in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/vvisit_counter.php on line 32

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/helper/vvisit_counter.php on line 28

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/helper/vvisit_counter.php on line 120

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/helper/vvisit_counter.php on line 123

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/vvisit_counter.php on line 38

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/vvisit_counter.php on line 92

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/templates/themza_j25_08/index.php on line 5
Урок географии "Байкал-жемчужина Сибири". 8-й класс,Макарова О.П.
Monday 29th of April 2024

logo

Урок географии "Байкал-жемчужина Сибири". 8-й класс,Макарова О.П.

Цель урока:

создать условие для формирования знаний об уникальной природе озера Байкал

 

Задачи урока:

Образовательные - сформировать знания об озере Байкал, как уникальном      природном   комплексе;

- рассмотреть особенности природы;

- выявить экологические проблемы и пути их решения.

Развивающие:   - продолжить совершенствование умения работать с фактическим

материалом, анализировать,  делать выводы.

Воспитательные:  - оценить степень изменения природы Байкала человеком

- развивать навыки по выбору рационального и последовательного выполнения этапов работы;

- развивать умение работать в коллективе и чувство ответственности за выполнение задания.

    Форма организации учащихся индивидуально – групповая. Метод частично-  поисковый     

  Тип урока– изучение нового материала, с использованием ИКТ.

   Оборудование:

1.Физическая карта России.

2. Физическая карта гор юга Сибири.

3. Географические атласы для 8-го класса.

4. Картины озера Байкал.

5. Проектор

6. Компьютер

7. Карточки с вопросами

8. Аудиозаписи

9.  Презентация «Озеро Байкал-жемчужина Сибири».

 

Ход урока

I Организационный момент (1-2 мин.)

 

II. Мотивационно –целевой этап (4 мин.)

Слайд №1: «Байкал –жемчужина Сибири. «Чудо природы во всех отношениях» (Л. С. Берг).

Вступительное слово учителя:«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», - говорят сибиряки.

Интересно, что красотой своей Байкал привлекал к себе внимание всегда. В 1890 году, по пути на Сахалин через озеро проехал А.П. Чехов. Озеро поразило его своей красотой. «Байкал удивителен, - писал он родным, - и не даром сибиряки величают его озером, а не морем. Вода прозрачна необыкновенно, так, что видно сквозь нее, как сквозь воздух: цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаз. Берега гористые, покрытые лесом».

Учитель: Задачи нашего занятия_-  определить, чем так интересен Байкал

-    что выдвинуло его в число важнейших природных объектов мира

-    что нужно сделать, чтобы сохранить озеро Байкал. Слайд № 2.

 

III. Этап усвоения новых знаний (25-30 мин.)

Слайд № 3.

Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он – величав и вечен,
В гранитной раме вырезной.
И весь – до донышка – просвечен,
И весь - до капельки – родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин-
И в этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты немыслима, Россия,
И ты немыслима, Сибирь.
(М. Сергеев)

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с этим чудом природы. Байкал – это озеро, которое является объектом мирового наследия! Одно из неповторимых чудес планеты, наша гордость. Познакомимся с ним подробнее.

- А что вам известно о Байкале?

Ребята запишите свои сведения в тетрадь и оформите записи в виде таблицы:

 

знаю

Хочу знать

Новая для меня информация


- Ребята, полученные вопросы объединим в блоки.

Слайд №4. План изучения озера.

1.Географическое положение озера

2. История открытия.

3. Геологическая история происхождения озёрной котловины.

4. Климат Байкала.

5. Уникальность воды озера.

6. Органический мир озера

7. Экологические проблемы озера.

 

Учитель: Разобраться в сложившейся ситуации нам помогут специалисты .

- Ваша задача их внимательно слушать выступление каждой группы,  так как по окончании выступлений вам придется выполнить задания – доказать, что вы были внимательны и узнали много новой информации об этом удивительном объект

 

 Поисковаядеятельность обучающихся- работа в группах и представлениерезультатов.          

Класс разделится на группы с целью более полного изучения природы Байкала и его проблем.

1 группа – Геологи и геоморфологи

2 группа – Историки

3 группа – Гидрологи

4 группа – Климатологи

5 группа – Зоологи и ботаники

6 группа – Экологи

Группы специалистов получают карточки для изучения своей проблемы и работают с материалом учебника параграфа 39, картами  (тектоническая карта атласа стр. 10-11,  климатическая карта атласа стр. 14-15,  физическую карту атласа стр. 4-5 и дополнительной литературой.

 

Геологи и геоморфологи

1.Какие очертания имеет озеро, почему?

2. Почему озеро является самым глубоким в мире?

3. Каков возраст котловины озера Байкал?

4. Каков характер берегов озера?

5. Какими породами сложены берега озера?

6. Какие острова находятся в озере?

 Историки

1.Как называют Байкал буряты – коренное население побережья Байкала?

2. Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванов?

3. Что такое “Житие протопопа Аввакума”?

4. Когда впервые на берегах озера появились русские?

5. Кто из учёных занимался изучением Байкала?

6. Какой статус имеет озеро в настоящее время?

 

 

Гидрологи

1.В чём уникальность воды Байкала?

2. Химический состав воды.

3. Прозрачность воды.

4. Движение воды.

5. Температура воды, ледовый режим.

6. Реки, впадающие в озеро.

7. Реки, вытекающие из озера.

Климатологи

1.Каков климат Прибайкалья?

2. Назовите климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом.

3. Какие местные ветры возникают на озере? В чём их различие?

Зоологи и ботаники

1.В чём уникальность фауны озера Байкал?

2. Чем уникальна рыбка голомянка?

3. Какую роль играет планктон озера?

4. Какое животное имеет промысловое значение?

5. Каков тип растительности Прибайкалья?

6. Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала.

Экологи

1.Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения?

2. В чём значение озера Байкал для человека и для природы?

3. В чём причины изменения природы озера Байкал?

4. Каковы пути решения проблем Байкала?

Ребятам даётся 10-15 минут, после чего предоставляется слово каждой группе для выступления. Остальные слушают и могут записывать. ( Рассказ детей сопровождается презентацией « Байкал- жемчужина Сибири»)

Учитель:С особенностями геологического строения озерной котловины нас познакомят геологи. Слайды 5-6, 11-16.

Учащиеся:

Отчёт геологов и геоморфологов.

Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера – 15-20 млн. лет. Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры, т.е. имеет тектоническое происхождение. Очертания озера продолговатые – соответствуют разлому. Длина озера около 620 км, а ширина – от 24 до 79 км.

Байкал – самое глубокое озеро мира. Наибольшая глубина – 1620м. Причина большой глубины озера в его происхождении – тектонический разлом. Несмотря на то, что возраст озера очень древний, на территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Землетрясения наблюдаются до настоящего времени. Породы берегов Байкала кристаллические, берега гористые. На Байкале 27 островов, самый большой остров – Ольхон (73 км в длину и 11 км в ширину).

Учитель: слово предоставляется историкам, которые познакомят нас с происхождением названий озера и историей изучения Байкала. Слайды 7-11.

Учащиеся:

Отчёт историков:

Буряты называют Байкал – “Байгал-далай”, что означает “Байкал- море”. Русские появились на берегах Байкала в 1643 году – казачий пятидесятник Курбат Иванов вышел к Байкалу и открыл остров Ольхон. Окончательно укрепились русские на Байкале после основания Иркутска в 1661 году. В XVIII веке Иркутск стал центром освоения русскими Восточной Сибири. В записях “Житие протопопа Аввакума” содержатся об озере интересные сведения. Протопоп Аввакум был сослан в Забайкалье и был на озере в 1656 году.

Озеро Байкал является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Учёные до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождении котловины озера Байкал.

Байкал изучали: Л.С.Берг, И.Д.Черский, В.А.Обручев и другие.

Учитель: С особенностями вод Байкала нас познакомят гидрологи. Слайды 22-26.

Учащиеся:

Отчёт гидрологов.

Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40 метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 литре менее 0,1 г солей, т. е. солёность воды равна 0.1 /00 ) и богата кислородом. В чистоте и прозрачности – уникальность воды Байкала.

В озеро впадает 336 рек и речушек, самая крупная из них – Селенга. И лишь одна Ангара вытекает из озера Байкал. Вода в озере круглый год холодная, температура 10-12С. Замерзает озеро поздно, в конце декабря, и вскрывается Байкал поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов. Озеро редко бывает спокойным. У берегов волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы. Шторм на озере поднимает сарма – ураганный ветер, дующий с северо-запада с гор поперёк озера. Байкал уникален и огромным объёмом воды. В Байкале содержится 1/10 пресных вод планеты

Учитель:О климате района озера Байкал нам расскажут климатологи. Слайды 17-21.

Учащиеся:

Отчёт климатологов.

Климат Прибайкалья резко-континентальный. Зима очень холодная – средняя температура января -240С, а на побережье -14-170С. Лето на берегах озера прохладное, средняя температура июля +150С. Из-за неравномерного нагрева суши и вод озера образуются перепады атмосферного давления, в результате возникают местные ветры. Ураганный ветер – сарма, поднимает штормовые волны на Байкале. Скорость ветра достигает 60 м/с. Северо-восточный ветер – баргузин, или верховик, дующий вдоль озера.На Байкале чаще солнечная погода. Зимой в котловине господствует антициклон.

Учитель:О животном и растительном мире нам расскажут биологи. Слайды 26-34

Учащиеся:

Отчёт зоологов и ботаников.

Органический мир Байкала уникален. В озере встречается около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, большая часть из которых – водоросли. 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде, только на Байкале. К таким видам относится голомянка – живородящая рыбка, не имеющая чешуи. Розовато-белая, полупрозрачная состоит в основном из жира. Раньше голомянку собирали с поверхности воды и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и в лечебных целях.

Учитель: Несмотря на уникальность объекта, экологическое состояние территории Байкала оставляет желать лучшего.

А.Вознесенский писал: «Байкал – хрустальная печень страны, когда ты болеешь, то все мы больны». Слайд 35. Слово предоставляется экологам.

Учащиеся:

Отчёт экологов.

Уникальное по своей природе озеро имеет живописные берега и острова. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть многие тайны эволюции животных и растений. Озеро богато рыбными ресурсами, а хребты Прибайкалья имеют огромные запасы древесины – кедра, лиственницы, сосны. Кедр – это ценные орехи, которые служат пищей для обитателей тайги и для человека. Масло кедровых орехов используют в медицине и оптике. Озеро является рекреационным объектом Сибири. Чистый воздух, минеральные источники, чистая прозрачная вода озера привлекают множество туристов.

В XX веке на берегах Байкала построен целлюлозно-бумажный комбинат, который в значительной степени загрязняет воду озера. На реке Ангаре построили Иркутскую ГЭС, тем самым подпрудили озеро Байкал, что привело к подъёму воды на 1 метр, к смыву с берегов грязи, к помутнению воды, к гибели главного фильтра байкальской воды – планктона.

Необходимы природоохранные мероприятия:

Регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро.

 Запретить рубку леса на склонах хребтов, обращённых к Байкалу.

 Запретить молевой сплав древесины по рекам.

 Построить очистные сооружения на предприятиях, расположенных на берегах озера и рек, впадающих в Байкал.

 Создать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами.

 Поднять экологическую культуру населения

 

IV. Итог урока (5 мин)

Учитель:у каждого из вас на столах карточки. Их заполняем. Затем они вклеиваются в тетрадь.

 

 

 

Карточка. Краткие сведения о Байкале

1.Максимальная глубина озера Байкал –

2.Средняя глубина озера –

3.Длина озера –

4.Ширина озера –

5.Происхождение озерной котловины –

6.Самый крупный остров озера –

7.Назовите эндемиков Байкала –

8.Назовите самый старый заповедник озера Байкал

 

В конце урока звучит аудиозапись:  Мужской хор Александра Невского «Славное море священный Байкал»

Учитель:Мы живем в уникальном уголке нашей планеты, где находится объект мирового значения – озеро Байкал. Каждый из нас по-своему видит Байкал, любит  его, гордится им. Именно от нас, людей, зависит его будущее, его первозданность, его чистота.Наше знакомство с Байкалом подходит к концу. Закончить наш сегодняшний урок я хочу стихотворением А.  Вознесенского и Твардовского.  Слайд № 36

Байкал

«Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал

Мертвое море – священный Байкал.

Я на себе почувствовал взор,

Будто я моря убийца и вор.

Слышу, не спит иркутянин во мгле,

Курит. И предок проснулся в земле.

Когда ты болеешь, все мы больны,

Байкал - ты хрустальная печень страны.

И кто – то добавил из глубины:

Байкал - заповедная совесть страны.

Плыл я на лодке краем Байкала

Вечер просвечивал вполнакала

Ну, неужели наука солгала

Над запрокинутым взором Байкала?

И неужели мы будем в истории-

Эти – Байкал загубили, которые?

Надо вывешивать бюллетень

Как себя чувствует омуль, тюлень.

Это не только отстойников числа-

Совесть народа должна быть чистой.

Вот почему, указав показуху,

Борются наши прорабы духа.

Чтоб заповедником стало озеро,

Чтоб его воды не целлюлозило,

Чтобы никто никогда не сказал:

Мертвое море - священный Байкал»

 

Рефлексия. (1-мин)

Учитель:- Оцените свою работу на уроке. За что можете себя похвалить? Что вам запомнилось с урока?

 

Слайд № 37

Учитель: Завершаю урок словами М Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни, Мало того, чтобы сокровища эти сохранять – их надо открывать и показывать. Для  рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять леса, степи, горы. Рыбе- вода, птице – воздух ,зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина! И охранять природу – это значит, охранять Родину!»

Домашнее задание: (1 мин)  откройте свои дневники и запишите домашнее задание параграф 39, и дополнительное задание на выбор: - написать мини-сочинение на тему «Человек пришёл к Байкалу…»

-нарисовать плакат на тему: «Защитим Байкал!»

 

Список используемых источников:

1.Бухаров А. А.Байкал в цифрах (краткий справочник). — Иркутск: Изд-во ИП «Макаров С. Е.», 2001. — 72 с.

2.Галазий Г. И. Байкал в вопросах и ответах. — 1989.

Презентация к уроку

Песенка к уроку

 

 

Школьное питание

Температурный режим

Телефон доверия

Горячая линия - оплата труда

Полезные ссылки

 

 

Форма входа

Счетчик посещений


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/modules/mod_vvisit_counter/mod_vvisit_counter.php on line 99

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/modules/mod_vvisit_counter/mod_vvisit_counter.php on line 103

Strict Standards: mktime() [function.mktime]: You should be using the time() function instead in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/helper/vvisit_counter_timestart.php on line 28

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/modules/mod_vvisit_counter/mod_vvisit_counter.php on line 124

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/helper/vvisit_counter.php on line 107

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/helper/vvisit_counter.php on line 107

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/helper/vvisit_counter.php on line 107

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/helper/vvisit_counter.php on line 107

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/helper/vvisit_counter.php on line 107

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/helper/vvisit_counter.php on line 107

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/galtsovsks/galtsovskschool.org.ru/docs/plugins/system/vvisit_counter/helper/vvisit_counter.php on line 107
1537616
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
В этом месяце
В прошлом месяце
Всего
6
145
1062
1535690
2952
2865
1537616

Ваш IP: 18.222.240.21
Время на сервере: 2024-04-29 01:30:08


Разработка: it-school.pw
Powered by Joomla!. Design by: joomla 2.5 themes  Valid XHTML and CSS.

© 2024 МКОУ Гальцовская ООШ. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.